ИСТОРИЯ ВИЗАНТИЙСКИХ ПЕЧАТЕЙ 

Н.П.Лихачев – первый русский ученый, обративший свое внимание на Византийские печати как исторический документ, достойный детального изучения. Однако, ни он сам, ни его последователи не затронули в достаточной степени моливдовулы. Искусствоведы напрасно пренебрегают изучением фрагистического материала, потому что он лежит в основе некоторых печатей. В данной статье речь пойдет о моливдовулах, на которых изображены святые на троне. Как все уникальное, они хранятся в Эрмитаже.

Трон в христианском искусстве всегда был принадлежностью Христа или Богоматери. Но не редко на нем восседают и святые. Однозначного ответа на вопрос: «Что бы это значило?» до сих пор нет. Самыми первыми на троне оказались апостолы. Если Вы возьмете Евангелие от Матфея, то обнаружите в сцене Страшного суда момент, где сказано, что апостолы сядут рядом с Христом «на двадцати престолах». (Матфей 19:28).

Или Сошествие Святого Духа: на ранневизантийских печатях – памятниках Христос читает проповедь, окруженный со всех сторон. Отдельно от него апостолы на троне встречаются крайне редко. В первой половине XVII века на рельефе из слоновой кости сидящий евангелист или апостол, предположительно, Святой Марк, окруженный толпой слушателей в стенах города. Существовал культ трона апостолов – основателей епископских кафедр. В Риме – это кафедра Петра; в Синопе – святых Андрея и Петра; в Иерусалиме – трон святого Иакова, который был братом Иисуса.

Кроме апостолов на троне появлялись и другие святые на троне. До наших дней дошли отдельные памятники. Иногда они напоминали античные памятники философов, так как и Иисус иллюзорно считался проповедником философии. В заупокойном культе античного мира прослеживалось начало христианской традиции. А.Грабар подробно рассмотрел иконографический тип – святые мученики на троне и объяснил их как пережитки языческих погребальных обрядов, в основном – похожесть тронов святых мучеников с погребальными креслами.

С VIII по XII век такие иконографии присутствуют только в памятниках западного средневековья. А вот с XIII века возрождение иконографического типа началось более активно.
Византийское искусство является основоположником изображения святых воинов на престоле. Это святые Дмитрий, Лука, Артемий, Прокопий, Меркурий. В церкви святого Николая, расположенной в Валахии, в 14 веке были изображены последние четыре персонажа. А. Дамитреску, изучая изображения святых, пришел к выводу о том, что святые воины – плод императорской иконографии – иконографии императора – победителя.

Такие изображения встречаются на свинцовых печатях. Есть опубликованный документ, на лицевой стороне которого святой Дмитрий, сидящий на троне на хрисовуле болгарского царя Ивана Асеня II в XIII веке. Такое же изображение святого Дмитрия на фасаде Сан – Марко. Венеция 1204 год. У герцога Роджера Борсы (1085 – 1111) изображение святого Петра - как подражание Византийским печатям. Святой Дмитрий на троне на моливдовулах появляется у новгородского князя Ярослава Владимировича, примерно, 1181 – 1184 годах.
 
Сан-Марко (Венеция)

Византийские печати, на которых были бы изображены святые на троне, известны не были. В Константинополе, в коллекции Русского Археологического института представлена одна из них. На лицевой стороне изображен святой Лука, сидящий на троне. Святой на колене удерживает Евангелие, правая же рука, поднята вверх в благословляющем жесте.

Весьма необычен святой Лука, представленный иконографически. По традиции евангелисты изображались переписывающими Евангелие, склоняясь. Исключительным же является прямое изображение святого Луки, который величественно и прямо сидит на троне. Предполагается, что миниатюра была заказана папой – Георгием Великим (590 – 604). Задумчиво подперев подбородок, он величественно созерцает Евангелие, находящееся у него на коленях. На печати Ставракия – совершенно другой Лука, вернее, его тип.

На изображение святого Луки на троне, на саму эту идею, мог повлиять самый знаменитый святой города – Дмитрий. Его культ воодушевил заказчика, связанного с Фессалоникой.
Родственник святого Дмитрия, архиепископа Солунского, во сне увидел раку святого, а у изголовья ложа – золотой трон, инкрустированный драгоценными камнями, с восседающим на нем Дмитрии, «как он изображен на иконах».
 
Самая характерная деталь – лировидная спинка трона – главная особенность иконографии печати. В V веке на византийских памятниках такой трон мог принадлежать Богоматери, Иисусу, либо императору.

Исследователи обратили самое пристальное внимание на то, что в знаменитой мозаике конца IX начала X века в нартексе церкви святой Софии в Константинополе, император распростерт у ног Христа, который сидит именно в такой позе.

Ученые по–разному трактуют все эти изваяния и изображения. Э. Катлер, например, предполагает, что он появился как визуальный код раннего христианского искусства и именно ему суждено провести параллель между Христом и Орфеем. Дж. Д. Брекенридж предположил, что трон с лировидной спинкой, выступивший в качестве прототипа, существовал на самом деле, играл большую политическую роль, когда происходила коронация правителя. Р. Кормак и Э. Дж. У. Хаукинс вынесли вполне прозаическое предположение о том, что бивни слона, из которых сделан трон, помогли создать лироподобную форму в силу их естественных изгибов.

Рассмотрев монеты времен Александра Македонского, Дж. Д. Брекенридж пришел к выводу о том, что форма трона с лирообразной спинкой имела свое немаловажное, особое значение в искусстве той эпохи. Монеты с такой иконографией характерны для 860 – 950гг. Ф. Грирсон доказывал, что она была заимствована у мозаики конхи абсиды в Хрисотриклине Большого дворца над императорским троном. Константин Багрянородный, известный в то время автор признанных произведений, не раз упоминал об этих монетах.

Существует целая коллекция монет, рассмотрев которую, автор составил каталог и проследил изменение иконографии на протяжении царствования: Василия I; Льва VI; Александра и Константина VII. Не восхищают и не умиляют монеты первого выпуска, где образ Христа с деформированной головой, искаженной книгой Евангелия, придерживаемого почти невидимой левой рукой. Да это и понятно, ведь мозаичная поверхность шероховатая и деформированная, а печать – гладкая и однородная. Вылитые, примерно в 867 году, монеты были не привлекательны. Перенести с мозаичного изображения без специальных приспособлений на металлическую основу очень сложно. Ни о каких пропорциях говорить не стоит. Удивительнее всего то, что образ святого Луки на печати коммеркиария Ставракия и образ Христа абсолютно идентичны.

С точностью до 100% выдержаны все детали: складки плаща, Евангелие на левом колене, величественный жест правой руки, подушки, не имеющий украшений трон – все абсолютно одинаково. Вполне возможно предположить, что вырезая образ святого Луки, ремесленник, не имеющий специального художественного образования, воспользовался готовым солидом с образом Христа. Разговор идет о константинопольской монете, так как продукции монетного двора Фессалоник тогда еще не существовало. Ремесленник смог убрать нимб, да заменить надпись, что особого отличия не составило. Заимствование неоспоримо.

Печать коммеркиария Ставракия представляет интерес по многим параметрам: это и художественное оформление печати, и нанесенный образ Луки, как две капли похожий на Христа, и личность заказчика, проживавшего в Фессалонике, где почитался святой Лука, изображенный на престоле.

Монетная чеканка с изображением святого Луки, так похожая на печать, относится ко времени, примерно, 867 года, это подтверждает графика моливдовула. Имея одинаковую символику, они привносили как бы подтверждение могущества своему хозяину, занимавшему приличный пост при государевом дворе, а иногда и не один.

Не исключено, что Ставракию принадлежат и другие печати, несущие интересные сведения о заказчике. На одной из них пара птичек на лицевой стороне, принадлежащая Ставракию, коммеркиарию Фессалоник. Н. Икономидис доказывал, что печать принадлежала купцу из Эллады Ставракий, о котором известно по «Хронографии» Продолжателя Феофана. В древнем источнике говорится о том, что Ставракий и Козьма – его коллега, жадные корыстолюбцы, заручившись поддержкой Мусика – слуги всесильного василеопатора Зауцы, преследуя собственную выгоду, переселились в город Фессалонику, для того, чтобы брать непомерные подати с болгар. В 894 году началась война между болгарами и византийцами, спровоцированная действием мздоимцев.

На лицевой стороне другой печати сцена благословения святым Дмитрием святого Нестора в преддверии схватки с Лиием. Ставракий, по легенде, имел титул спафарокандидата и занимал должность протонотария и коммеркиария в Фелассонике. Печати Ставракия имеют несколько признаков, имеющих неоспоримое доказательство принадлежности одному хозяину: в них нет традиционного обращения к Христу и Богоматери за помощью, матрицы одинакового размера, похожая эпиграфика.

Если согласиться с Н. Икономидисом в предположении, что заказчиком печатей был Ставракий, о котором упоминается в «Хронографии» Продолжателя Феофана, то по источникам печатей можно проследить за cursus honorum, то есть продвижение по служебной лестнице политика древнего Рима. Виллий в 180 году до н. э. издал закон, основанный на принципах: во – первых, должны были соблюдаться временные промежутки между исполнением должностей; существовало ограничение на повторное замещение одной и той же магистратуры. Это было направлено на то, чтобы лишить людей надолго сосредотачивать власть в одних руках. По Сулловым законам замещать магистратуру можно было только через десять лет с момента окончания первого срока. Но, с приходом Гая Мария, эта тенденция стала утрачиваться, потому что он сумел избраться консулом пять раз подряд. Подразумевался также минимальный возраст для занятия того или другого поста. Счастливцем оказывался тот, кто в определенном возрасте был замечен и получал чин, соответствующий возрасту. Через три года подходил следующий чин. Если же человек в определенном возрасте не был замечен и не получал никакого поста, то о карьере можно было больше не мечтать.

Судя по печатям, Ставракий умудрился занимать сразу две основные должности при дворе. И, когда по его вине началась война, он был лишен своих постов, отлучен, изгнан из двора и пострижен в монахи. То же было и с Мусиком. Опираясь на печати, можно предположить, что он стал управляющим императорским частным имуществом и заведующим бюро варваров.
Еще одна печать XI века из эрмитажного собрания представляет интерес для современных историков. Святой Николай на престоле. Печать представлена двумя экземплярами, выполненными одной матрицей, и принадлежит коллекции графа С.Г.Строганова. Та же поза, что у святого Луки, тоже трон, только без спинки.

Невозможно определить характер его облачения, а вот поза все та же: Евангелие в одной руке, а другой – благословение. Оба экземпляра сохранились довольно плохо. Разобрать надписи почти невозможно, только благодаря сопоставлению, удалось прочитать надпись: «Святой, помоги Николаю Калопсиху, экзактору.»

Заказчиком печати, как видно из расшифровки надписи, является некий Николай Колапсих. Определить занимаемую им должность удается с трудом, это, видимо, экзактор, то есть юрист. Н. Икономидис, основываясь на изучении и догадках, доказал, что он – юрист гражданского права при императорском суде. Возможно, он занимался делами опеки. Экзакторами были известные исторические личности Евстафий, Роман и Иоанн Ксифилин. С упоминанием этой должности можно встретиться в документах, датируемых в 971 -975 годах. Опираясь на расшифровку печатей, можно догадаться, что, будучи юристами, они были еще и фискальными. Помимо столичных, скорее всего, существовали и провинциальные экзакторы.

Существует печать XI века, которая принадлежала императорскому протоспафарию, хрисотриклиниту, судье, анаграфевсу, экзактору Коса, Лероса и Кикладских островов – Пофу. Но нигде в документах не встречается информация о том, что владелец печати Николай Колапс служил в провинции. Скорее всего, он был высокопоставленным константинопольским чиновником. Можно с уверенностью сказать, что изображение святого Николая на троне ни для кого не было неожиданностью. О нем хорошо знали и понимали значение этого изображения. Он занимал важнейшее место после Мир Ликийских мест почитания Чудотворца.

В Константинополе много церквей, посвященных этому святому, что говорит о его безмерной популярности, Двадцать восемь храмов возведены в разные годы жизни города. Эта информация стала доступна благодаря исследованиям Р. Жанена. Последняя возведена, можно сказать, не очень давно. Существует много источников, документально подтверждающих наличие в этих храмах уникальных икон, хотя описания самих икон нет. Где находится иконография святого Николая на троне, неизвестно. Историки и исследователи отмечают, что такие изображения встречаются в итальянских памятниках и памятниках Западной Европы. Не отмечается присутствия в них непременной византийской принадлежности; сочетание греческой одежды с символом византийской иконографической схемы - поднятой вверх правой руки в знак благословения. Принадлежность памятников к XII, XIII векам указывает на то, что почитание святого Николая усилилось на западе, широкое развитие получило паломничество, путь которого к святым мощам лежал через Италию. Святой Николай на троне из храма святого Афанасия (Гераки) относится по времени к XIII веку, что является одним из самых ранних проявлений византийской живописи. Этот иконографический тип очень популярным оставался в XVII и XVIII веках, представляя собой поствизантийский период. Подтверждение тому – иконы из византийских и христианских храмов XV – XVI веков, хранящихся в музее Афин. Там же критские иконы XVII - XVIII веков; икона святого Николая с о сценами жития 1733 года, написанная Ласкарисом Лихулой. Памятники с изображением святого Николая известны как искусствоведам, так и любителям изобразительного искусства, начиная с XII века. До этого никакого упоминания ни в одной культуре не наблюдается. А вот эрмитажные печати Калопсиха указывают как раз на то, что и в XI веке они уже были и не где–то, а в самом центре империи – Константинополе. Напрашивается смелое предположение о том, что именно Византийская империя является родиной образа святого Николая на троне.

Еще не существует трудов, появившихся в результате исследования возникновения и развития иконографии святого Николая. Неисследованными остаются иконы музеев, нет серьезных поисков аналогов мирового искусства по этой проблеме. Единственная работа – И.А. Шалиной, направленная на изучение русской иконы «Святой Никола из Свято- Духова монастыря XIIIв.». В разработках автора прослеживается мысль о том, что образ святого Николая, скорее всего, связан с церковными молитвами, прославляющими образ святого, который будучи архиереем, украсил высокий церковный престол.
Есть мудрое изречение, которое гласит: «Нельзя строить будущее, не зная прошлого». Будь то история государства, история религии, история искусства. История печатей, рассмотренная в статье, показывают, какую роль могут играть сфрагистические памятники в изучении искусствоведческих проблем, представляющих ценность не одной, а всей мировой религии. Печати, к тому же, источник, не подвергающийся сомнению и подделке. Это самый ценный источник информации, потому что является подлинником. Печать Ставрикия, например, подтверждается нумизматическими знаками, поэтому усомниться в их подлинности не имеет смысла. Печать, принадлежащая Николаю Калапсиху, подтверждает не только историческое существование государственного деятеля, но и подтверждает более раннее возникновение типа святого Николая на троне. Не XII, а XI век.

Подводя итог всему сказанному, хочется отметить тот факт, что история мировых религий тесно взаимосвязана. Имена святых, способы их канонизации, утверждения и поддержки церковной власти, как и любой светской, очень сложны и противоречивы. Приходят умные правители, пишут законы, приходят смелые – подстраивают под себя. Люди - не Боги. Всегда найдутся примеры, когда даже имена святых используются для каких – то не совсем праведных целей.

Сколько же надо было иметь терпения, самобытного таланта, чтобы ваять печати, привнося тем самым могущества в правление того или иного вельможи. Печать, подтвержденная денежными знаками, это еще более сильная власть.
 

 


 

+7 (925) 734-38-92
7343892@mail.ru
ПЕЧАТИ - ШТАМПЫ - ФАКСИМИЛЕ
ПЕЧАТИ - ШТАМПЫ - ФАКСИМИЛЕ
печати, штампы, факсимиле, пломбираторы, оснастка для печатей и штампов, баннеры, наклейки, плакаты, визитки, бланки, буклеты, листовки, флаеры, химки и куркино, 89257343892, картуш
+7 (925) 734-38-92
7343892@mail.ru
© 2009 Картуш
печати, штампы, факсимиле...  в г. Химки и Куркино